«Я к вам пишу…» Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - ключ к пониманию образов главных героев романа (9 класс)

Цели урока:
·                     образовательные: проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;
·                     развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;
·                     воспитательные: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: эвристический семинар.
Методы: поисковый, частично-поисковый, исследовательский.
Методические приемы: - эвристическая беседа;
                                           -постановка вопросов по теме урока;
                                           -использование элементов проектной деятельности на уроке;
                                           -сообщения учащихся.
                                           -чтение и анализ текста;
Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.
 Эпиграф:
 «Это лучшее мое произведение»
(из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Ребята, проверьте свою готовность к уроку.  А сейчас посмотрите на экран. Кого вы видите?  У вас хорошее настроение? Вот с таким  хорошим настроением мы приступаем к работе.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Учитель.
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», - писал В.Г.Белинский.                                             
«Энциклопедия русской жизни», по мнению Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь. Именно чувства Татьяны и Евгения стали объектом пристального авторского внимания. Раскрыть как можно глубже внутренний мир «милой» Татьяны и «доброго приятеля» Пушкина - Онегина – было нашей задачей на предыдущих уроках.
2. Проверка домашнего задания (защита проектов).
Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна?
1) К сегодняшнему уроку ребята подытожили всё, что мы узнали о главных героях и выполнили творческую работу (мини-проекты), которые вам представят. (Коллаж «Образ Евгения Онегина».)
    2) «Выскажи своё мнение». Перед вами слова критиков о Евгении Онегине. С каким мнением вы согласитесь? Почему?
Д.И.Писарев: 1) “Тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению; 2) “Безукоризненная бесцветность”,
В.Г.Белинский:
1) “Онегин- добрый малый, но при этом недюжинный человек”.
2) “Страдающий эгоист”.
Ф.М.Достоевский: “Скиталец в родной земле,... оторван от народа, от народных сил”.
 3) Коллаж «Образ Татьяны Лариной».
4) Критика о Татьяне Лариной. С каким мнением вы согласитесь? Почему?
А.С. Пушкин: “Татьяны милый идеал”.
Ф.М. Достоевский: “...Натура гениальная, ибо...она глубже Онегина и, конечно, умнее его”.
В.Г.Белинский: “Натура Татьяны немногосложная, но глубокая и сильная... В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок.
-Спасибо за ваши мнения! Конечно, однозначных ответов здесь пока быть не может.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель.  Есть ещё один ключик к пониманию характеров главных героев – это их письма.

-А почему сегодня возникает необходимость поговорить именно о письмах?

Скажете, - письма…
Да что в них такого?
Письма писать в наше время не ново
Письма – слова на бумаге и только
Нет! – Вы ошиблись! И скрыто тут больше.
К сожалению, пишем письма всё реже и реже. Эпистолярный жанр сейчас оттеснен современными ритмами, темпами, телефонной связью, Интернетом.
Слушают люди друг друга не слыша
Им бы подняться над бытом повыше
Им бы подняться…
Да крыльев-то нету!
Жизнь так уходит теплом не согрета!
Общие фразы, привет, до свиданья
Знаки стандартного в общем вниманья
И разговоры пустые повсюду
Где ж тут случиться обычному чуду?
-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком.)
Учитель. Наверное, только в письме человек может полностью излить душу…  И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем.
Сообщение темы урока
Сегодня мы сопоставим два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне. (Запись темы урока)
Цель работы: Проведение сравнительного анализ писем Татьяны и Евгения для раскрытия образов главных героев.
Задачи:
Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.
Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.
Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.
Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.
IV. Работа над темой урока
1. Информация ученика о роли письма в пушкинскую эпоху.
2. Учитель. - Итак, первое любовное письмо пишет Татьяна. Ее пись­мо, как отмечал В. Г. Белинский, «высочайший обра­зец откровения женского сердца». И с ним нельзя не согласиться.
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
3. Чтение наизусть «Письмо Татьяны Лариной» (ученица).
4. Учитель. Мы помним, чем закончилось это первое объяснение Татьяны.
Судьба неумолимо разъединила героев на многие годы. Через 6 лет  Онегин…
Княгине слабою рукой
Он пишет страстное посланье…

Уже пришло ему невмочь
Вот вам письмо его точь-в-точь.

5.Чтение «Письма Онегина к Татьяне Лариной» (ученик).
6. Вопрос классу:
- Какие чувства вызвали у вас эти письма?

7. Сопоставительный анализ писем Татьяны Лариной и Онегина (работа в группах)
Группа 1.
1. Что вы можете сказать о языке написания писем?
Письмо Татьяны
Написано молоденькой наивной деревенской барышней по-французски.
Татьяна не владела письменным стилем русского языка и, по словам Лотмана,
«не могла свободно выражать в письме все оттенки чувств, для которых по-французски находила готовые, устоявшиеся формы».




«Я должен буду, без сомненья,

Письмо Татьяны перевесть.

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своем родном,

Итак, писала по-французски...

Что делать! Повторяю вновь:

Доныне дамская любовь

Не изъяснялася по-русски,

Доныне гордый наш язык

К почтовой прозе не привык».


Письмо Онегина
Написано опытным взрослым мужчиной по-русски. По крайней мере, автор не упоминает, как в случае с письмом Татьяны, что перед ним перевод с французского. Возможно потому, что пишет мужчина, и ему нетрудно подобрать слова в русском языке, чтобы излить свои чувства: ему требуется меньше тонких выражений.
2. Каким тоном написаны письма?
Общий тон письма Татьяны — робкий, наивный.
Общий тон письма Онегина — страстный, энергичный, напористый.

Белинский  отмечает: «Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски».

Но уже первые строки этого письма отличают его от послания Татьяны.

3. Проанализируйте лексику и синтаксис письма

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания.

Письмо Татьяны очень эмоционально. Помимо лексики, об этом говорит обилие знаков препинания (8 восклицательных знаков, 8 вопросительных, 10 многоточий).

Письмо Татьяны насыщено прямыми обращениями к своему возлюбленному, она как бы растворяется в нем. Она неосознанно несколько раз в своем письме переходит с «ты» на «вы»: начинается и заканчивается письмо с «вы» (в начале — 12, в конечном четырехстишии — 1), вся эмоциональная часть, связанная с признаниями, надеждами, полна обращениями на «ты» (19 раз).

Письмо Онегина не менее эмоционально, чем письмо Татьяны. Но в нем меньше эмоционально значимых знаков препинания (5 восклицательных знаков, 2 вопросительных, 6 многоточий).
Получается, что Онегин более сдержан в проявлении своих чувств.  Однако он на протяжении всего письма обращается к Татьяне на “Вы”, в то время как героиня, забываясь, импульсивно переходит на “ты” в объяснении с малознакомым человеком.
Всего обращений на «вы» к Татьяне — 19. Онегин более сдержан, чем Татьяна, но для мужчины, презирающего людей и скучающего в свете, дотоле не знавшего чувства любви, письмо очень эмоционально.
Группа 2.
1. Какова причина написания писем?
Татьяна пишет письмо, потому что «тоска любви» ее томит, ей некому (почему?) высказать свои душевные переживания и не с кем поговорить о своем чувстве: она открывает свою тайну няне, но не находит в разговоре с ней облегчения своей измученной любовью душе.
Татьяна читала романы, где герой –любовник был образцом совершенства, с чувствительной душой, с умом, привлекательным лицом, готовым жертвовать собой. Таким ей казался Онегин, и она влюбилась в него с первого взгляда.
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Не с силах терпеть более душевного томления, она решает раскрыть свою тайну перед Онегиным и признаться ему в своей любви. Татьяна пишет письмо в порыве страсти. Пушкин говорит о ее письме:
«И в необдуманном письме // Любовь невинной девы дышит». (XXI)
Всем: -А почему Т. Ларина пишет письмо Онегину, а не открыто признается в любви?


Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…


Посылая письмо Онегину, ведет себя как героиня французских романов, чтение которых сформировало ее романтическую натуру.

Целый ряд фразеологических клише восходит к «Новой Элоизе» Руссо». Однако, несмотря на это, ее письмо искренне, непосредственно и полно неподдельного чувства.




2. Было ли это признание необычным в то время поступком?

Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества.

Всем: -А как вы относитесь к тому, что Т.Ларина написала первая письмо Онегину?

Мы не осуждаем Т.Ларину, потому что видим, что героиня искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает ее на этот смелый, необычный поступок.

Всем: - А найдите в письме Татьяны слова «любовь», «люблю»..
При этом Татьяна ни разу в своем письме не употребляет слова «любовь», «люблю» или их производные.

Всем: - Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют чувства Татьяны к Онегину.

3.  А как сам автор относится к письму Татьяны? Осуждает ли героиню?
Пушкин, любя Татьяну, признается, что он очень трепетно относится к ее письму.


«Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу.

Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?

Кто ей внушал умильный вздор,

Безумный сердца разговор,

И увлекательный и вредный?»


Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдает предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому он «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».
4. Проанализируйте слова:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?  (Пушкин защищает Татьяну от возможный обвинений).

Всем: - Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить. В каком состоянии Татьяна?
Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке…
- Почему она так себя ведёт? (Она волнуется, решается её судьба).

Группа 3.

1. Почему Онегин пишет Татьяне письмо?
Онегин в начале и в конце романа – разные люди.
-Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?
(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)
- Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)
2. А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)
-3. Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает».
Письмо пишет Онегин, изменившийся за время странствий, изменилось его отношение к пониманию счастья, теперь он осознает, что «вольность и покой» не могут заменить любовь и счастливую семейную жизнь. Он вновь способен любить, измучен любовью к Татьяне и ее холодным отношением к нему.
4. Что чувствует Онегин к Татьяне? Насколько сильно это чувство? (Как автор об этом говорит?)
«Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он». (XXX)

Он чувствует себя больным от не разделенной, но жгущей его любви.
«
Бледнеть Онегин начинает
Онегин сохнет — и едва ль

Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам».


Не в силах терпеть более свои любовные страдания и равнодушие Татьяны в ответ на его чувства, Онегин в порыве страсти пишет Татьяне письмо с тем, чтобы признаться ей в любви и обратить ее внимание на себя.
Пушкин не дает никаких эмоциональных комментариев к его письму, только иронизирует, что в принципе Онегин не видел в письмах толку.

«Хоть толку мало вообще
Он в письмах видел не вотще;
Но, знать, сердечное страданье
Уже пришло ему невмочь.

Вот вам письмо его точь-в-точь».
-Есть ли в письме Онегина прямое признание в любви?
При этом в письме нет ни одного прямого признания в любви. Онегин говорит о «влюбленных глазах», о «жажде любви».

-Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют чувства Онегина.

Группа4.

1. Прочитаем начало письма. Чего боится Татьяна?
Татьяна начинает письмо с того, что боится презрения Онегина — за то, что она признается в любви мужчине первой. Задета ее девичья гордость.
«Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать».

2. Чего боится Онегин?
Онегин начинает письмо с того, что боится презрения Татьяны, очевидно, потому что когда-то он отверг чистую любовь наивной провинциальной девушки, а сейчас пылает страстью к блестящей светской даме. Задето его самолюбие, потому что Татьяна холодна с ним.
«Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье ваш
Гордый взгляд изобразит».

3. Каким представляют себе адресата Татьяна и Онегин?

В письме Татьяны предстает идеализированный, книжный образ возлюбленного. Она отвела ему в своей судьбе, согласно сюжетам французских романов, две взаимоисключающие роли.

В своем письме Онегин не доверяет адресату письма, он воображает себе её злорадство, счастье от осознания отмщения, высокомерие, т.е. приписывает Татьяне определенные свойства натуры, характерные великосветским красавицам. Но ведь этих качеств никогда не было и появиться уже не могло.
«Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!»

4. Почему именно так думает Онегин о Татьяне Лариной?
Думать о том, что злоба и презренье свойственны Татьяне, значит совсем не знать, не чувствовать и не понимать ее души.
5. На что рассчитывают герои?
Татьяна пишет письмо Онегину не просто для того, чтобы сообщить ему о своих переживаниях, она пытается своим письмом вывести на новый уровень их взаимоотношения, которых, по сути, нет. Татьяна, открывая Онегину свою душу, высказывает ему свои надежды на их общее будущее.
В глубине души она уверена, что ее признание найдет отклик в душе Евгения и рассчитывает на взаимность.
В своем письме Татьяна высказывает два принципиальных для нее момента:
1. Онегин в сознании Татьяны, живущей под впечатлением романов, — ее судьба, он ее единственный избранник:
«Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...»

2. В связи с тем, что она надеется на взаимность со стороны Онегина, она при всей наивности тона письма очень серьезно относится к происходящему и проецирует в своем сознании дальнейшее развитие событий: она видит Онегина своим будущим супругом, т.к. Татьяна знает, что настоящая любовь ведет к браку по любви, к созданию семьи. Для нее в этом нет ничего невозможного.



«По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя».



6. В чем заключается смысл жизни героев?

Смысл жизни для Татьяны — семья и супружество со своим избранником.
Татьяна в своих робких девичьих мечтах, сжигаемая первою любовью, в начале письма мечтает о только о том, чтобы иметь надежду 
«хоть редко, хоть в неделю раз» видеть Онегина. Она не смеет требовать и надеяться на большее и будет жить счастьем этой встречи «до новой встречи».
Смысл жизни для Онегина — повсюду следовать за Татьяной, быть с ней всегда, получая от нее знаки внимания и расположения.

Онегин, сжигаемый огнем любви к Татьяне, настаивает не только на ежедневных встречах, но и на ежеминутном общении с ней.

Более того, он эмоционально усиливает свою просьбу, ставя в зависимость от этих свиданий свою жизнь, тем самым скрыто шантажируя Татьяну:

«Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...»

Всем: - Проанализируйте слова:

«Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья?
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья».
Она оправдывается перед ним в том, что написала письмо, одновременно и упрекая его.
Группа5.
1. Как отреагировал на письмо Татьяны Онегин?
Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил.
Не случайно Онегин взволнован, он почувствовал, что все, о чем написала Татьяна, есть правда, откровение, исповедь души.
2. Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?
 Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого. Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».
«Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
…Я думал: вольность и покой
Замена счастью».
Он оправдывается, называя несколько причин, по которым он не ответил когда-то на пылкую любовь юной Татьяны. Он искренне, и, в первую очередь, перед самим собой, признается в главном.

3. Чего же теперь хочет от Татьяны Онегин? О чём он мечтает?
Онегин, открывая Татьяне в письме свою душу, рассчитывает на изменение их отношений, надеется, что она сжалится над ним и не будет с ним так холодна.
- Онегин мечтает быть рядом с Татьяной и открыто выражать ей свою любовь, открыто восхищаться ею.



«Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»


Всем: - Представляет ли Онегин, как будут развиваться дальше их отношения?
Но кем мыслит он себя при ней, как он себе представляет их дальнейшие отношения в предложенном им ключе? Онегин и здесь очень эгоистичен: он не задумывается над тем, что все, о чем он мечтает, будет компрометировать замужнюю даму, живущую в петербургском свете.

4. Проанализируем последние строки писем.
Последние строки обоих писем звучат в унисон друг другу. И Татьяна, и Онегин, завершив свои душевные излияния, вверяют судьбу объекту своих признаний.
Группа 6.

1. Вспомним сцену в Петербурге. Как Татьяна Ларина отреагировала на письмо Онегина? Почему?

- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

- Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захотел».)

Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

- Почему Татьяна просит оставить её?
(Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Учитель. Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).
Если попытаться сопоставить письма Татьяны и Онегина, то можно выявить определенные сходства в них.
v    В чём сходство писем?
По форме:
1)Всё произведение написано «онегинской строфой». Однако письма главных героев, адресованные друг другу, выбиваются из общей строфической картины. Возможно, это сделано с целью создания эффекта включенности в произведение “чужого” текста.
2) Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.
3) Пушкин представляет письма как реальный документ, реально существующее письмо.
По содержанию:
1) Оба письма пишут влюбленные люди.
2) Оба героя изначально бросают вызов моральным нормам.
Своим письмом Татьяна нарушает представления о нравственности и приличиях, существующих в дворянском обществе; о девичьей гордости, первой написав мужчине и признавшись ему в любви.
Онегин нарушает законы общественной нравственности, написав письмо с признанием в любви замужней женщине, которая «его не замечает».
3) Оба осознают неизбежность неудачи, но всё равно пишут!
V. Подведение итогов работы
1. Для чего нужны письма в романе?
Письма Татьяны и Онегина — составные элементы сюжета. И Онегин, и Татьяна пишут письмо — признание в момент высочайшего душевного напряжения, вызванного страданиями от безответной любви, отсюда близость тем двух писем, определенная параллельность чувств, переживаний. Письма Татьяны и Онегина служат:
— для создания симметрии в композиции пушкинского романа;
— для раскрытия внутреннего мира персонажей, для изображения тех изменений, которые происходят в их сознании;
— кроме того письма героев — это один из способов противопоставления центральных героев.
Учитель.


Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.
2. Творческое моделирование (как могла бы сложиться жизнь Онегина и Татьяны, если бы…)
Учитель. «А счастье было так возможно, так близко…» — с грустью замечает Татьяна.
3. Почему же не состоялось счастье Онегина и Татьяны?
Какие ошибки совершили они оба?

4. Кто из героев вызвал ваше сочувствие и почему?
5. Учитель. Два письма... Оба о любви, и оба совершенно раз­ные. Они дают ясное представление читателю о герое и героине, помогают увидеть, понять, почувствовать их характеры, прожить вместе с ними маленькую час­тичку их духовной биографии.
Учитель.
Вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев.
- Какой же урок жизни преподал нам Пушкин?
Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново.
Пушкин сумел выразить то, что неизменно остается в человеке, в какое бы время он не жил. Свобода, счастье, любовь, дружба... Это вечно. Все появляется, исчезает, меняется. Но во все времена человек будет стремиться к свободе, икать дружбы, ждать любви, добиваться счастья. Это бессмертно, как и сам Пушкин.
Учитель.
Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.
VI. Рефлексия
«Рефлексивный экран». Выскажите своё мнение об уроке, выбирая фразы из рефлексивного экрана на доске.


«Сегодня я узнал…»
«Было интересно…»
«Было трудно…»
«Я смог…»
«Я попробовал…»
«Меня удивило…»
 «Урок дал мне для жизни…»
«Мне захотелось…»


VII. Итоги урока. Самооценка
Заключительное слово учителя.
Учитесь Пушкина читать:
Не просто пробегать глазами,
Как часто делаем мы с вами,
А видеть,
слышать, 
понимать.

Учитесь Пушкина читать.
Я говорю не в назиданье,
Не как домашнее заданье
Вас заставляли повторять, -

Учитесь Пушкина читать,
И он вам обрести поможет
Мечты, которые, быть может,
Уже успели потерять.

Учитесь Пушкина читать
Без торопливости и лени,
И связь времён и поколений
Вас не устанет удивлять.

Александр Сергеевич имел еще одно желание:
Быть может, (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
Давайте всегда выполнять его желание: будем читать произведения нашего литературного гения и восхищаться его глубоким талантом!





Комментариев нет:

Отправить комментарий